| СОГЛАСОВАНО 
 Министр образования Пензенской области __________ /А.Г. Воронков/ «___»______________20___ г. 
 | 
 | УТВЕРЖДАЮ 
 Директор ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната» _______________ /О.В. Водянова/ Приказ № _____ от «___» _________ 20___ г. 
 
 
 | 
Программа развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
Паспорт программы развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
| Наименование программы | Программа развития Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы (далее – Программа) 
 | 
| Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 804-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» (с последующими изменениями). 
 | 
| Цель программы | 1. Повышение доступности качественного образования. 2. Создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности. 3. Создание единой коррекционно-развивающей среды, способствующей речевому, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Создание условий для полноценного развития и жизнедеятельности детей, государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. 
 | 
| Основные задачи программы | 1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам». 2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся. 3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся. 4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках школы-интерната. 5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий. 6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 
 | 
| Срок реализации программы 
 | 2015 – 2017 годы 
 | 
| Исполнители программы | Педагогические работники, медицинские работники, органы общественного управления Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам». 
 | 
| Соисполнители программы | В реализации Программы участвуют семьи обучающихся. 
 | 
| Финансовое обеспечение программы | Выполнение Программы обеспечивается за счёт следующих источников финансирования: средства бюджета Пензенской области; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие незапрещенные законом поступления. 
 | 
| Ожидаемые конечные результаты программы | 1. Обновление содержания образования по адаптированным образовательным программам. 2. Повышение качества образования и повышение его доступности. 3. Внедрение и эффективное использование новых систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов. 4. Укрепление здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни. 5. Наличие эффективных авторских разработок (программ, учебных пособий, методических рекомендаций) и деятельность по их распространению. 6. Повышение уровня квалификации педагогических работников. 7. Положительная оценка деятельности Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» обучающимися и их родителями (законными представителями). 8. Привлечение добровольных имущественных взносов, пожертвований и других незапрещенных законом поступлений. 
 | 
Общая характеристика сферы реализации Программы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» (далее – Учреждение) располагается в одном типовом двухэтажном здании постройки 1987 года. На помещение имеются свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление и свидетельства о закреплении земли в бессрочное, бесплатное пользование.
В Учреждении имеются следующие помещения: учебное, жилое, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные помещения, пищеблок, столовая.
В 2013/2014 учебном году численность обучающихся составила 111 человек:
| Класс | Количество классов | Количество обучающихся в классе | 
| 1 | 2 | 7 | 
| 2 | 3 | 9 | 
| 3 | 3 | 11 | 
| 4 | 3 | 11 | 
| 5 | 3 | 12 | 
| 6 | 3 | 12 | 
| 8 | 2 | 9 | 
| 9 | 4 | 16 | 
| 10 | 3 | 13 | 
| 11 | 2 | 10 | 
| 12 | 1 | 1 | 
| Всего: | 29 | 111 | 
Контингент обучающихся:
| 
 | Общее количество, из них: | 111 | 
| 1. | Обучающиеся в Учреждении | 108 | 
| 2. | Находящиеся на надомном обучении | 3 | 
| 3. | Проживающие в Учреждении | 59 | 
| 4. | Дети - инвалиды | 73 | 
| 5. | Стоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних | 2 | 
| 6. | Стоящие на внутришкольном учете | 6 | 
Контингент обучающихся по месту проживания:
| 1 | Башмаковский район | 4 | 
| 2 | Белинский район | 1 | 
| 3 | Вадинский район | 5 | 
| 4 | Земетчинский район | 7 | 
| 5 | Каменский район | 7 | 
| 6 | Кузнецкий район | 2 | 
| 7 | Мокшанский район | 6 | 
| 8 | Наровчатский район | 2 | 
| 9 | г. Нижний Ломов | 45 | 
| 10 | Нижнеломовский район | 22 | 
| 11 | Спасский район | 4 | 
| 12 | Пачелмский район | 4 | 
| 13 | Тамалинский район | 2 | 
Всего семей - 91 (100%), из них:
полные семьи - 58 (64%), в которых воспитываются 61 обучающихся (55%);
неполные семьи - 30 (33%), в которых воспитываются 30 обучающихся (27%);
семьи опекунов (попечителей) - 3 (3%), в которых воспитываются 3 обучающихся (3%);
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 17 человек (15%).
В 2014 году Учреждение закончили 20 обучающихся, из них 4 человека - выпускники 10 класса, 1 человек – выпускник 12 класса, 7 человек – выпускники 9 класса, 8 человек – выпускники 11п класса.
Из числа окончивших обучение в Учреждении продолжили обучение: в 10п классе ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната» – 4 человека, в СПО – 3 человек, в НПО – 3.
В течение 2013/2014 учебного года в Учреждении работали 5 кружков и секций: хореографическая студия «Фантазия», объединение «В мире информатики», секция плавания, секция «ОФП», клуб «Мастерилка»; 19 творческих объединений и кружков, организованных воспитателями школы-интерната: студия «Поющие руки», театральная студия «Мечта», объединение «Фабрика здоровья», объединения «Волшебная палитра», «Ловкие ладошки», «Волшебная петелька» и другие. Учреждение тесно сотрудничает с плавательным бассейном «Волна», ФОК «Импульс». Общее количество обучающихся, занимающихся в кружках и секциях, составило 108 детей (97%). Обучающийся, состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, занимается в кружках и секциях.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
| № п/п | Состав педагогических кадров | Всего, в том числе совместители | % к общему числу педагогических работников, в том числе совместители | 
| 1. | Общее количество педагогических работников | 60 | 100 | 
| 1.1. | Количество учителей, из них: | 31 | 52 | 
| 1.1.1. 
 | Имеют образование: 
 | 
 25 6 | 
 81 19 | 
| 1.1.2. | Имеют квалификационную категорию: 
 | 
 
 12 13 
 4 | 
 
 39 42 
 13 | 
| 1.2. | Количество воспитателей, из них: | 20 | 33 | 
| 1.2.1. | Имеют образование: 
 
 | 
 8 11 | 
 40 55 | 
| 1.2.2. | Имеют квалификационную категорию: 
 | 
 
 4 6 7 | 
 
 20 30 35 | 
| 1.2.3. | Количество психологов | 1 | 2 | 
| 2.. | Количество педагогов, имеющих дефектологическое образование | 
 6 | 
 10 | 
| 3. | Количество медицинских работников: 
 | 
 1 2 | 
 | 
| 5. | Стаж работы (педагогические работники): 
 | 
 
 2 5 6 47 | 
 
 3 8 10 79 | 
| 6. | Награждены знаком: - «Отличник народного просвещения»; - «Почётный работник общего образования»; - Грамота Министерства образования РФ; - другие награды; | 
 
 2 
 4 
 12 15 | 
 
 3 
 7 
 20 25 | 
| 7. | Прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года | 33 | 55 | 
Характеристика достижений обучающихся Учреждения
в 2013/2014 учебном году
В 2013/2014 учебном году обучающиеся принимали участие во Всероссийской Спартакиаде учащихся школ-интернатов в г. Липецке и по итогам ее проведения заняли два 3-х места по шашкам (Афонасова А., Попов К.).
На Всероссийской Спартакиаде среди детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Кисловодске Попов К. занял 2 место в соревнованиях по толканию ядра, Афонасова А, Корсак Т. и Попов К. заняли 3 место в соревнованиях по легкой атлетике.
Воспитанники школы-интерната являются активными участниками областного конкурса «Ковчег сказок», где театральная студия «Мечта» получила Грамоту за самую музыкальную сказку и костюмы в номинации «Сценическое искусство», грамоты в номинациях: «Ландшафтный дизайн» (2 место), «Изобразительное искусство» (1, 2, 3 места), «Литературная викторина» (1 место), «Чтецы» (3 место).
Сенжапов Р. и Умнова Д. приняли участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Краски востока: дети рисуют Турцию».
Воспитанники принимают участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах.
Педагоги школы участвовали:
- во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Пушкинские чтения: Пушкин – наше все»;
- научно-практической конференции в ФГАУ федеральный институт развития образования по вопросам организации и содержания обучения детей с ОВЗ в г. Москва.
Педагоги школы принимают участие во Всероссийских педагогических конкурсах.
Ежегодно педагогические работники и обучающиеся принимают участие в областном фестивале творчества «Под парусом надежды»; в областных, районных и городских спортивных соревнованиях; в областном конкурсе «Ума палата», в городском конкурсе рисунка и поделки «Ангел по имени мама», районный творческий конкурс «Удиви всех», районный конкурс «Пожарная безопасность глазами детей».
Цели и задачи Программы
В настоящее время для овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья профессиональных знаний и умений необходима организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию личности, проявление ее социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой, культурной деятельности, сделать сознательный выбор профессии. Процесс социальной адаптации помогает ребенку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
Привлечение семьи к воспитанию и полноправному ее участию в деятельности школы-интерната – важное звено в социализации детей с ОВЗ.
Педагогический процесс для детей с ОВЗ направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для более качественного овладения детьми с ОВЗ общеучебными, трудовыми, профессиональными знаниями и умениями необходимо широкое внедрение в учебный процесс современного сурдологического оснащения и компьютерной техники, способствующих формированию у воспитанников высокой языковой культуры и логического мышления.
Приоритетные задачи и направления реализации Программы
1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся.
3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках Учреждения.
5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий.
6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании школьников с ОВЗ.
Перечень мероприятий Программы
| № п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители | Ответственный исполнитель 
 | 
| 1. | Участие педагогических работников в научно-практических конференциях, различных проектах | Не менее 1 раза в квартал | Педагогические работники | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 2. | Создание условий для получения обучающимися качественного образования с использованием новых педагогических технологий | 2015-2017 | Педагогические работники | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 3. | Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания обучающихся с последующей коррекцией учебно-воспитательной деятельности, в том числе и надомного обучения | 2015-2017 | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | Директор | 
| 4. | Мониторинг физического и психического здоровья обучающихся с последующей коррекцией оздоровительной и лечебной деятельности Учреждения | 2015-2017 | Врач-педиатр; медицинская сестра 
 | Директор | 
| 5. | Проведение мониторинга профессиональной ориентации среди обучающихся 9, 10, 12 классов с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений, определения дальнейшего образовательного маршрута | 2015-2017 
 
 | Психолог, социальный педагог 
 | Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе | 
| 6. | Организация летнего оздоровительного отдыха обучающихся | 2015-2017 
 | Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе, социальный педагог | Директор | 
| 7. | Мониторинг оценки результативности, качества спортивно-оздоровительной работы с последующей коррекцией методов и приемов спортивного оздоровления обучающихся | 2015-2017 
 | Учителя физической культуры | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 8. | Создание условий для участия обучающихся в наполнении сайта Учреждения, обмене информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | 2015-2017 
 | Учитель информатики | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 9. 
 
 
 | Создание здоровьесберегающей образовательной среды, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек | 2015-2017 
 | Педагогические работники | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 10. | Развитие технической оснащенности Учреждения с целью обеспечения эффективного развития образовательного процесса | 2015-2017 | Начальник отдела | Директор | 
| 11. | Достижение уровня образованности, соответствующего возможностям обучающегося, обеспечение дальнейшее развития его личности и возможности дальнейшего продолжения образования в различных его формах | 2015-2017 | Педагогические работники | Заместители директора по учебной, воспитательной работе | 
| 12. | Создание необходимых условий для развития воспитательных функций Учреждения, увеличив охват обучающихся различными формами дополнительного образования | 2015-2017 | Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе | Директор | 
| 13. | Разработка эффективной системы развития творческого потенциала обучающихся | 2015-2017 | Заместители директора по учебно-воспитательной работе | Директор | 
| 14. | Внедрение информационных технологий в образовательный процесс: использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в обучении | 2015-2017 | Заместитель директора по учебной работе | Директор | 
| 15. | Обновление библиотечного фонда специальными учебниками и литературой | 2015-2017 
 | Библиотекарь | Директор | 
| 16. | Совершенствование условий для беспрепятственного доступа инвалидов в Учреждение | 2015-2017 
 | Начальник отдела | Директор | 
| 17. | Проведение капитального ремонта ХГВС, системы отопления, замена мягкой кровли на двускатную крышу, промывка системы отопления, установка светодиодного освещения территории школы, увеличение теплозащитных характеристик наружных конструкций зданий, а также утепление наружных стен пенополистирольными плитами, установка эффективной водозаборной арматуры, утепление труб внутренней разводки системы ГВС, замена сгораемых материалов на путях эвакуации на несгораемые | 2015-2017 
 | Начальник отдела | Директор | 
| 18. | Приобретение мебели для учебных кабинетов и спален, бытовой техники | 2015-2017 
 | Начальник отдела | Директор | 
| Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Учреждения | 2017 | Заместители директора по учебно-воспитатель-ной работе | Директор | 
Управление реализацией Программы
Директор, который является руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию, а также определяет формы и методы управления Программой. Директор представляет в Министерство образования Пензенской области ежегодный отчет о достижении результатов Программы.
Управление реализацией Программы предполагает использование программно-целевого подхода, который обеспечит принцип целенаправленности управления и минимизации используемых финансовых ресурсов при реализации Программы.
Ожидаемые результаты Программы
Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию Учреждения должна способствовать:
повышению качества образования обучающихся;
успешному функционированию воспитательной системы Учреждения;
внедрению организационных механизмов мониторинга качественного образования;
сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию;
повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник Управления И. В. Барыкина
развития образования