СОГЛАСОВАНО
Министр образования Пензенской области __________ /А.Г. Воронков/ «___»______________20___ г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната» _______________ /О.В. Водянова/ Приказ № _____ от «___» _________ 20___ г.
|
Программа развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
Паспорт программы развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
Наименование программы |
Программа развития Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы (далее – Программа)
|
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 804-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» (с последующими изменениями).
|
Цель программы |
1. Повышение доступности качественного образования. 2. Создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности. 3. Создание единой коррекционно-развивающей среды, способствующей речевому, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Создание условий для полноценного развития и жизнедеятельности детей, государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
Основные задачи программы |
1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам». 2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся. 3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся. 4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках школы-интерната. 5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий. 6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
|
Срок реализации программы
|
2015 – 2017 годы
|
Исполнители программы |
Педагогические работники, медицинские работники, органы общественного управления Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
|
Соисполнители программы |
В реализации Программы участвуют семьи обучающихся.
|
Финансовое обеспечение программы |
Выполнение Программы обеспечивается за счёт следующих источников финансирования: средства бюджета Пензенской области; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие незапрещенные законом поступления.
|
Ожидаемые конечные результаты программы |
1. Обновление содержания образования по адаптированным образовательным программам. 2. Повышение качества образования и повышение его доступности. 3. Внедрение и эффективное использование новых систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов. 4. Укрепление здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни. 5. Наличие эффективных авторских разработок (программ, учебных пособий, методических рекомендаций) и деятельность по их распространению. 6. Повышение уровня квалификации педагогических работников. 7. Положительная оценка деятельности Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» обучающимися и их родителями (законными представителями). 8. Привлечение добровольных имущественных взносов, пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
|
Общая характеристика сферы реализации Программы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» (далее – Учреждение) располагается в одном типовом двухэтажном здании постройки 1987 года. На помещение имеются свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление и свидетельства о закреплении земли в бессрочное, бесплатное пользование.
В Учреждении имеются следующие помещения: учебное, жилое, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные помещения, пищеблок, столовая.
В 2013/2014 учебном году численность обучающихся составила 111 человек:
Класс | Количество классов | Количество обучающихся в классе |
1 | 2 | 7 |
2 | 3 | 9 |
3 | 3 | 11 |
4 | 3 | 11 |
5 | 3 | 12 |
6 | 3 | 12 |
8 | 2 | 9 |
9 | 4 | 16 |
10 | 3 | 13 |
11 | 2 | 10 |
12 | 1 | 1 |
Всего: | 29 | 111 |
Контингент обучающихся:
|
Общее количество, из них: |
111 |
1. |
Обучающиеся в Учреждении |
108 |
2. |
Находящиеся на надомном обучении |
3 |
3. |
Проживающие в Учреждении |
59 |
4. |
Дети - инвалиды |
73 |
5. |
Стоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних |
2 |
6. |
Стоящие на внутришкольном учете |
6 |
Контингент обучающихся по месту проживания:
1 |
Башмаковский район |
4 |
2 |
Белинский район |
1 |
3 |
Вадинский район |
5 |
4 |
Земетчинский район |
7 |
5 |
Каменский район |
7 |
6 |
Кузнецкий район |
2 |
7 |
Мокшанский район |
6 |
8 |
Наровчатский район |
2 |
9 |
г. Нижний Ломов |
45 |
10 |
Нижнеломовский район |
22 |
11 |
Спасский район |
4 |
12 |
Пачелмский район |
4 |
13 |
Тамалинский район |
2 |
Всего семей - 91 (100%), из них:
полные семьи - 58 (64%), в которых воспитываются 61 обучающихся (55%);
неполные семьи - 30 (33%), в которых воспитываются 30 обучающихся (27%);
семьи опекунов (попечителей) - 3 (3%), в которых воспитываются 3 обучающихся (3%);
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 17 человек (15%).
В 2014 году Учреждение закончили 20 обучающихся, из них 4 человека - выпускники 10 класса, 1 человек – выпускник 12 класса, 7 человек – выпускники 9 класса, 8 человек – выпускники 11п класса.
Из числа окончивших обучение в Учреждении продолжили обучение: в 10п классе ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната» – 4 человека, в СПО – 3 человек, в НПО – 3.
В течение 2013/2014 учебного года в Учреждении работали 5 кружков и секций: хореографическая студия «Фантазия», объединение «В мире информатики», секция плавания, секция «ОФП», клуб «Мастерилка»; 19 творческих объединений и кружков, организованных воспитателями школы-интерната: студия «Поющие руки», театральная студия «Мечта», объединение «Фабрика здоровья», объединения «Волшебная палитра», «Ловкие ладошки», «Волшебная петелька» и другие. Учреждение тесно сотрудничает с плавательным бассейном «Волна», ФОК «Импульс». Общее количество обучающихся, занимающихся в кружках и секциях, составило 108 детей (97%). Обучающийся, состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, занимается в кружках и секциях.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
№ п/п |
Состав педагогических кадров |
Всего, в том числе совместители |
% к общему числу педагогических работников, в том числе совместители |
1. |
Общее количество педагогических работников |
60 |
100 |
1.1. |
Количество учителей, из них: |
31 |
52 |
1.1.1.
|
Имеют образование:
|
25 6 |
81 19 |
1.1.2. |
Имеют квалификационную категорию:
|
12 13
4 |
39 42
13 |
1.2. |
Количество воспитателей, из них: |
20 |
33 |
1.2.1. |
Имеют образование:
|
8 11 |
40 55 |
1.2.2. |
Имеют квалификационную категорию:
|
4 6 7 |
20 30 35 |
1.2.3. |
Количество психологов |
1 |
2 |
2.. |
Количество педагогов, имеющих дефектологическое образование |
6 |
10 |
3. |
Количество медицинских работников:
|
1 2 |
|
5. |
Стаж работы (педагогические работники):
|
2 5 6 47 |
3 8 10 79 |
6. |
Награждены знаком: - «Отличник народного просвещения»; - «Почётный работник общего образования»; - Грамота Министерства образования РФ; - другие награды; |
2
4
12 15 |
3
7
20 25 |
7. |
Прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года |
33 |
55 |
Характеристика достижений обучающихся Учреждения
в 2013/2014 учебном году
В 2013/2014 учебном году обучающиеся принимали участие во Всероссийской Спартакиаде учащихся школ-интернатов в г. Липецке и по итогам ее проведения заняли два 3-х места по шашкам (Афонасова А., Попов К.).
На Всероссийской Спартакиаде среди детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Кисловодске Попов К. занял 2 место в соревнованиях по толканию ядра, Афонасова А, Корсак Т. и Попов К. заняли 3 место в соревнованиях по легкой атлетике.
Воспитанники школы-интерната являются активными участниками областного конкурса «Ковчег сказок», где театральная студия «Мечта» получила Грамоту за самую музыкальную сказку и костюмы в номинации «Сценическое искусство», грамоты в номинациях: «Ландшафтный дизайн» (2 место), «Изобразительное искусство» (1, 2, 3 места), «Литературная викторина» (1 место), «Чтецы» (3 место).
Сенжапов Р. и Умнова Д. приняли участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Краски востока: дети рисуют Турцию».
Воспитанники принимают участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах.
Педагоги школы участвовали:
- во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Пушкинские чтения: Пушкин – наше все»;
- научно-практической конференции в ФГАУ федеральный институт развития образования по вопросам организации и содержания обучения детей с ОВЗ в г. Москва.
Педагоги школы принимают участие во Всероссийских педагогических конкурсах.
Ежегодно педагогические работники и обучающиеся принимают участие в областном фестивале творчества «Под парусом надежды»; в областных, районных и городских спортивных соревнованиях; в областном конкурсе «Ума палата», в городском конкурсе рисунка и поделки «Ангел по имени мама», районный творческий конкурс «Удиви всех», районный конкурс «Пожарная безопасность глазами детей».
Цели и задачи Программы
В настоящее время для овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья профессиональных знаний и умений необходима организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию личности, проявление ее социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой, культурной деятельности, сделать сознательный выбор профессии. Процесс социальной адаптации помогает ребенку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
Привлечение семьи к воспитанию и полноправному ее участию в деятельности школы-интерната – важное звено в социализации детей с ОВЗ.
Педагогический процесс для детей с ОВЗ направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для более качественного овладения детьми с ОВЗ общеучебными, трудовыми, профессиональными знаниями и умениями необходимо широкое внедрение в учебный процесс современного сурдологического оснащения и компьютерной техники, способствующих формированию у воспитанников высокой языковой культуры и логического мышления.
Приоритетные задачи и направления реализации Программы
1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся.
3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках Учреждения.
5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий.
6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании школьников с ОВЗ.
Перечень мероприятий Программы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Ответственный исполнитель
|
1. |
Участие педагогических работников в научно-практических конференциях, различных проектах |
Не менее 1 раза в квартал |
Педагогические работники |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
2. |
Создание условий для получения обучающимися качественного образования с использованием новых педагогических технологий |
2015-2017 |
Педагогические работники |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
3. |
Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания обучающихся с последующей коррекцией учебно-воспитательной деятельности, в том числе и надомного обучения |
2015-2017 |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
Директор |
4. |
Мониторинг физического и психического здоровья обучающихся с последующей коррекцией оздоровительной и лечебной деятельности Учреждения |
2015-2017 |
Врач-педиатр; медицинская сестра
|
Директор |
5. |
Проведение мониторинга профессиональной ориентации среди обучающихся 9, 10, 12 классов с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений, определения дальнейшего образовательного маршрута |
2015-2017
|
Психолог, социальный педагог
|
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе |
6. |
Организация летнего оздоровительного отдыха обучающихся |
2015-2017
|
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе, социальный педагог |
Директор |
7. |
Мониторинг оценки результативности, качества спортивно-оздоровительной работы с последующей коррекцией методов и приемов спортивного оздоровления обучающихся |
2015-2017
|
Учителя физической культуры |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
8. |
Создание условий для участия обучающихся в наполнении сайта Учреждения, обмене информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет |
2015-2017
|
Учитель информатики |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
9.
|
Создание здоровьесберегающей образовательной среды, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
2015-2017
|
Педагогические работники |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
10. |
Развитие технической оснащенности Учреждения с целью обеспечения эффективного развития образовательного процесса |
2015-2017 |
Начальник отдела |
Директор |
11. |
Достижение уровня образованности, соответствующего возможностям обучающегося, обеспечение дальнейшее развития его личности и возможности дальнейшего продолжения образования в различных его формах |
2015-2017 |
Педагогические работники |
Заместители директора по учебной, воспитательной работе |
12. |
Создание необходимых условий для развития воспитательных функций Учреждения, увеличив охват обучающихся различными формами дополнительного образования |
2015-2017 |
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе |
Директор |
13. |
Разработка эффективной системы развития творческого потенциала обучающихся |
2015-2017 |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе |
Директор |
14. |
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс: использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в обучении |
2015-2017 |
Заместитель директора по учебной работе |
Директор |
15. |
Обновление библиотечного фонда специальными учебниками и литературой |
2015-2017
|
Библиотекарь |
Директор |
16. |
Совершенствование условий для беспрепятственного доступа инвалидов в Учреждение |
2015-2017
|
Начальник отдела |
Директор |
17. |
Проведение капитального ремонта ХГВС, системы отопления, замена мягкой кровли на двускатную крышу, промывка системы отопления, установка светодиодного освещения территории школы, увеличение теплозащитных характеристик наружных конструкций зданий, а также утепление наружных стен пенополистирольными плитами, установка эффективной водозаборной арматуры, утепление труб внутренней разводки системы ГВС, замена сгораемых материалов на путях эвакуации на несгораемые |
2015-2017
|
Начальник отдела |
Директор |
18. |
Приобретение мебели для учебных кабинетов и спален, бытовой техники |
2015-2017
|
Начальник отдела |
Директор |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Учреждения |
2017 |
Заместители директора по учебно-воспитатель-ной работе |
Директор |
Управление реализацией Программы
Директор, который является руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию, а также определяет формы и методы управления Программой. Директор представляет в Министерство образования Пензенской области ежегодный отчет о достижении результатов Программы.
Управление реализацией Программы предполагает использование программно-целевого подхода, который обеспечит принцип целенаправленности управления и минимизации используемых финансовых ресурсов при реализации Программы.
Ожидаемые результаты Программы
Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию Учреждения должна способствовать:
повышению качества образования обучающихся;
успешному функционированию воспитательной системы Учреждения;
внедрению организационных механизмов мониторинга качественного образования;
сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию;
повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник Управления И. В. Барыкина
развития образования