Программа развития
СОГЛАСОВАНО
Министр образования
Пензенской области
__________ /А.Г. Воронков/
«___»______________20___ г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната»
_______________ /О.В. Водянова/
Приказ № _____ от «___» _________ 20___ г.
|
Программа развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
Паспорт программы развития
Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы
Наименование программы
|
Программа развития Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» на 2015-2017 годы (далее – Программа)
|
Основания для разработки Программы
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 804-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» (с последующими изменениями).
|
Цель программы
|
1. Повышение доступности качественного образования.
2. Создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности.
3. Создание единой коррекционно-развивающей среды, способствующей речевому, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Создание условий для полноценного развития и жизнедеятельности детей, государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
Основные задачи программы
|
1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся.
3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках школы-интерната.
5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий.
6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
|
Срок реализации программы
|
2015 – 2017 годы
|
Исполнители программы
|
Педагогические работники, медицинские работники, органы общественного управления Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
|
Соисполнители программы
|
В реализации Программы участвуют семьи обучающихся.
|
Финансовое обеспечение программы
|
Выполнение Программы обеспечивается за счёт следующих источников финансирования:
средства бюджета Пензенской области;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
другие незапрещенные законом поступления.
|
Ожидаемые конечные результаты программы
|
1. Обновление содержания образования по адаптированным образовательным программам.
2. Повышение качества образования и повышение его доступности.
3. Внедрение и эффективное использование новых систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов.
4. Укрепление здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни.
5. Наличие эффективных авторских разработок (программ, учебных пособий, методических рекомендаций) и деятельность по их распространению.
6. Повышение уровня квалификации педагогических работников.
7. Положительная оценка деятельности Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» обучающимися и их родителями (законными представителями).
8. Привлечение добровольных имущественных взносов, пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
|
Общая характеристика сферы реализации Программы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» (далее – Учреждение) располагается в одном типовом двухэтажном здании постройки 1987 года. На помещение имеются свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление и свидетельства о закреплении земли в бессрочное, бесплатное пользование.
В Учреждении имеются следующие помещения: учебное, жилое, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные помещения, пищеблок, столовая.
В 2013/2014 учебном году численность обучающихся составила 111 человек:
Класс
|
Количество классов
|
Количество обучающихся
в классе
|
1
|
2
|
7
|
2
|
3
|
9
|
3
|
3
|
11
|
4
|
3
|
11
|
5
|
3
|
12
|
6
|
3
|
12
|
8
|
2
|
9
|
9
|
4
|
16
|
10
|
3
|
13
|
11
|
2
|
10
|
12
|
1
|
1
|
Всего:
|
29
|
111
|
Контингент обучающихся:
|
Общее количество, из них:
|
111
|
1.
|
Обучающиеся в Учреждении
|
108
|
2.
|
Находящиеся на надомном обучении
|
3
|
3.
|
Проживающие в Учреждении
|
59
|
4.
|
Дети - инвалиды
|
73
|
5.
|
Стоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних
|
2
|
6.
|
Стоящие на внутришкольном учете
|
6
|
Контингент обучающихся по месту проживания:
1
|
Башмаковский район
|
4
|
2
|
Белинский район
|
1
|
3
|
Вадинский район
|
5
|
4
|
Земетчинский район
|
7
|
5
|
Каменский район
|
7
|
6
|
Кузнецкий район
|
2
|
7
|
Мокшанский район
|
6
|
8
|
Наровчатский район
|
2
|
9
|
г. Нижний Ломов
|
45
|
10
|
Нижнеломовский район
|
22
|
11
|
Спасский район
|
4
|
12
|
Пачелмский район
|
4
|
13
|
Тамалинский район
|
2
|
Социальная характеристика семей обучающихся представлена следующими данными.
Всего семей - 91 (100%), из них:
полные семьи - 58 (64%), в которых воспитываются 61 обучающихся (55%);
неполные семьи - 30 (33%), в которых воспитываются 30 обучающихся (27%);
семьи опекунов (попечителей) - 3 (3%), в которых воспитываются 3 обучающихся (3%);
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 17 человек (15%).
В 2014 году Учреждение закончили 20 обучающихся, из них 4 человека - выпускники 10 класса, 1 человек – выпускник 12 класса, 7 человек – выпускники 9 класса, 8 человек – выпускники 11п класса.
Из числа окончивших обучение в Учреждении продолжили обучение: в 10п классе ГКОУ «Нижнеломовской школы-интерната» – 4 человека, в СПО – 3 человек, в НПО – 3.
В течение 2013/2014 учебного года в Учреждении работали 5 кружков и секций: хореографическая студия «Фантазия», объединение «В мире информатики», секция плавания, секция «ОФП», клуб «Мастерилка»; 19 творческих объединений и кружков, организованных воспитателями школы-интерната: студия «Поющие руки», театральная студия «Мечта», объединение «Фабрика здоровья», объединения «Волшебная палитра», «Ловкие ладошки», «Волшебная петелька» и другие. Учреждение тесно сотрудничает с плавательным бассейном «Волна», ФОК «Импульс». Общее количество обучающихся, занимающихся в кружках и секциях, составило 108 детей (97%). Обучающийся, состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, занимается в кружках и секциях.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
|
Состав педагогических кадров
|
Всего, в том числе совместители
|
% к общему числу педагогических работников, в том числе совместители
|
1.
|
Общее количество педагогических работников
|
60
|
100
|
1.1.
|
Количество учителей, из них:
|
31
|
52
|
1.1.1.
|
Имеют образование:
|
25
6
|
81
19
|
1.1.2.
|
Имеют квалификационную категорию:
- высшую;
- первую;
- соответствуют занимаемой должности;
|
12
13
4
|
39
42
13
|
1.2.
|
Количество воспитателей, из них:
|
20
|
33
|
1.2.1.
|
Имеют образование:
|
8
11
|
40
55
|
1.2.2.
|
Имеют квалификационную категорию:
- высшую;
- первую;
- соответствуют занимаемой должности
|
4
6
7
|
20
30
35
|
1.2.3.
|
Количество психологов
|
1
|
2
|
2..
|
Количество педагогов, имеющих дефектологическое образование
|
6
|
10
|
3.
|
Количество медицинских работников:
- врачей;
- среднего медицинского персонала
|
1
2
|
|
5.
|
Стаж работы (педагогические работники):
- до 3 лет;
- от 3 до 10 лет;
- от 10 до 15 лет;
- от 15 лет и более
|
2
5
6
47
|
3
8
10
79
|
6.
|
Награждены знаком:
- «Отличник народного просвещения»;
- «Почётный работник общего образования»;
- Грамота Министерства образования РФ;
- другие награды;
|
2
4
12
15
|
3
7
20
25
|
7.
|
Прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года
|
33
|
55
|
Характеристика достижений обучающихся Учреждения
в 2013/2014 учебном году
В 2013/2014 учебном году обучающиеся принимали участие во Всероссийской Спартакиаде учащихся школ-интернатов в г. Липецке и по итогам ее проведения заняли два 3-х места по шашкам (Афонасова А., Попов К.).
На Всероссийской Спартакиаде среди детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Кисловодске Попов К. занял 2 место в соревнованиях по толканию ядра, Афонасова А, Корсак Т. и Попов К. заняли 3 место в соревнованиях по легкой атлетике.
Воспитанники школы-интерната являются активными участниками областного конкурса «Ковчег сказок», где театральная студия «Мечта» получила Грамоту за самую музыкальную сказку и костюмы в номинации «Сценическое искусство», грамоты в номинациях: «Ландшафтный дизайн» (2 место), «Изобразительное искусство» (1, 2, 3 места), «Литературная викторина» (1 место), «Чтецы» (3 место).
Сенжапов Р. и Умнова Д. приняли участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Краски востока: дети рисуют Турцию».
Воспитанники принимают участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах.
Педагоги школы участвовали:
- во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Пушкинские чтения: Пушкин – наше все»;
- научно-практической конференции в ФГАУ федеральный институт развития образования по вопросам организации и содержания обучения детей с ОВЗ в г. Москва.
Педагоги школы принимают участие во Всероссийских педагогических конкурсах.
Ежегодно педагогические работники и обучающиеся принимают участие в областном фестивале творчества «Под парусом надежды»; в областных, районных и городских спортивных соревнованиях; в областном конкурсе «Ума палата», в городском конкурсе рисунка и поделки «Ангел по имени мама», районный творческий конкурс «Удиви всех», районный конкурс «Пожарная безопасность глазами детей».
Цели и задачи Программы
В настоящее время для овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья профессиональных знаний и умений необходима организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию личности, проявление ее социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой, культурной деятельности, сделать сознательный выбор профессии. Процесс социальной адаптации помогает ребенку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
Привлечение семьи к воспитанию и полноправному ее участию в деятельности школы-интерната – важное звено в социализации детей с ОВЗ.
Педагогический процесс для детей с ОВЗ направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для более качественного овладения детьми с ОВЗ общеучебными, трудовыми, профессиональными знаниями и умениями необходимо широкое внедрение в учебный процесс современного сурдологического оснащения и компьютерной техники, способствующих формированию у воспитанников высокой языковой культуры и логического мышления.
Приоритетные задачи и направления реализации Программы
1. Создание необходимых условий для получения, без дискриминации, качественного образования обучающимися, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовской школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
2. Разработка адаптированных образовательных программ для развития и коррекции интеллектуальных и других способностей обучающихся.
3. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Создание условий для развития слуха и речи детей в рамках Учреждения.
5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и внеурочное время посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий.
6. Реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании школьников с ОВЗ.
Перечень мероприятий Программы
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Исполнители
|
Ответственный исполнитель
|
1.
|
Участие педагогических работников в научно-практических конференциях, различных проектах
|
Не менее 1 раза в квартал
|
Педагогические работники
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
2.
|
Создание условий для получения обучающимися качественного образования с использованием новых педагогических технологий
|
2015-2017
|
Педагогические работники
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
3.
|
Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания обучающихся с последующей коррекцией учебно-воспитательной деятельности, в том числе и надомного обучения
|
2015-2017
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
Директор
|
4.
|
Мониторинг физического и психического здоровья обучающихся с последующей коррекцией оздоровительной и лечебной деятельности Учреждения
|
2015-2017
|
Врач-педиатр;
медицинская сестра
|
Директор
|
5.
|
Проведение мониторинга профессиональной ориентации среди обучающихся 9, 10, 12 классов с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений, определения дальнейшего образовательного маршрута
|
2015-2017
|
Психолог, социальный педагог
|
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе
|
6.
|
Организация летнего оздоровительного отдыха обучающихся
|
2015-2017
|
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе, социальный педагог
|
Директор
|
7.
|
Мониторинг оценки результативности, качества спортивно-оздоровительной работы с последующей коррекцией методов и приемов спортивного оздоровления обучающихся
|
2015-2017
|
Учителя физической культуры
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
8.
|
Создание условий для участия обучающихся в наполнении сайта Учреждения, обмене информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
|
2015-2017
|
Учитель информатики
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
9.
|
Создание здоровьесберегающей образовательной среды, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек
|
2015-2017
|
Педагогические работники
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
10.
|
Развитие технической оснащенности Учреждения с целью обеспечения эффективного развития образовательного процесса
|
2015-2017
|
Начальник отдела
|
Директор
|
11.
|
Достижение уровня образованности, соответствующего возможностям обучающегося, обеспечение дальнейшее развития его личности и возможности дальнейшего продолжения образования в различных его формах
|
2015-2017
|
Педагогические работники
|
Заместители директора по учебной, воспитательной работе
|
12.
|
Создание необходимых условий для развития воспитательных функций Учреждения, увеличив охват обучающихся различными формами дополнительного образования
|
2015-2017
|
Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе
|
Директор
|
13.
|
Разработка эффективной системы развития творческого потенциала обучающихся
|
2015-2017
|
Заместители директора по учебно-воспитательной работе
|
Директор
|
14.
|
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс:
использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в обучении
|
2015-2017
|
Заместитель директора по учебной работе
|
Директор
|
15.
|
Обновление библиотечного фонда специальными учебниками и литературой
|
2015-2017
|
Библиотекарь
|
Директор
|
16.
|
Совершенствование условий для беспрепятственного доступа инвалидов в Учреждение
|
2015-2017
|
Начальник отдела
|
Директор
|
17.
|
Проведение капитального ремонта ХГВС, системы отопления, замена мягкой кровли на двускатную крышу, промывка системы отопления, установка светодиодного освещения территории школы, увеличение теплозащитных характеристик наружных конструкций зданий, а также утепление наружных стен пенополистирольными плитами, установка эффективной водозаборной арматуры, утепление труб внутренней разводки системы ГВС, замена сгораемых материалов на путях эвакуации на несгораемые
|
2015-2017
|
Начальник отдела
|
Директор
|
18.
|
Приобретение мебели для учебных кабинетов и спален, бытовой техники
|
2015-2017
|
Начальник отдела
|
Директор
|
19.
|
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Учреждения
|
2017
|
Заместители директора по учебно-воспитатель-ной работе
|
Директор
|
Управление реализацией Программы
Директор, который является руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию, а также определяет формы и методы управления Программой. Директор представляет в Министерство образования Пензенской области ежегодный отчет о достижении результатов Программы.
Управление реализацией Программы предполагает использование программно-целевого подхода, который обеспечит принцип целенаправленности управления и минимизации используемых финансовых ресурсов при реализации Программы.
Ожидаемые результаты Программы
Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию Учреждения должна способствовать:
повышению качества образования обучающихся;
успешному функционированию воспитательной системы Учреждения;
внедрению организационных механизмов мониторинга качественного образования;
сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию;
повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник Управления И. В. Барыкина
развития образования
|